Концепция единых учебников

Единый учебник

Дмитрий Ливанов поручил проконтролировать вес школьных портфелей. Закон об образовании обязывает разрабатывать электронные аналоги всех учебников. Но пока что весь портфеля превышает восемь килограмм. Это слишком большой вес для детей начальных классов. Количество информации, которые изучают школьники, постоянно растёт, поэтому и увеличивается вес портфеля. Благодаря новым технологиям школьникам необязательно носить с собой все учебники.

Уменьшить вес, который необходимо носить с собой в школу поможет новый стандарт учебных пособий. Но издательства жалуются, что стандарт не содержит чётких требований и указаний. Не понятно как подготавливать учебники для школы. Приходиться ориентировать на чутьё и опыт предыдущих изданий. Лишь где-то внутри комиссии имеют представления о том, какой учебник хороший, а какой плохой.

Но министерство возлагает надежды на сокращение количества учебников и веса одного учебника. Большие книги будут разбиты по частям, что позволит школьники носить с собой гораздо меньшее количество страниц учебника. Часть пособий можно перевести полностью в электронный вид, школьник будет иметь доступ к ним дома в свободной форме и в школе в виде материала лекций учителя.

Единые учебники

В виду сокращения одобренных учебников и составлении единого учебника истории, встаёт вопрос, а почему бы не сделать единые учебники по всем предметам? Для ответа на этот сложный окунёмся в историю.

Во времена Российской империи, в стране существовали несколько вариантов учебников. В военных заведениях были одни, в духовных вторые, в светских образовательных учреждениях третьи, а в технических колледжах были свои. Это было обусловлено сильной дифференциацией получаемого образования. Но внутри каждого из направлений образования учебники были одни.

Советская власть пошла на создание единых учебников для всех школ. Таким образом, легче выпускать из школы среднестатистического гражданина, и проще подготовить преподавателя, который по все стране будет читать один и тот же курс. К тому же, намного дешевле обеспечивать школы одними и теми же учебниками, которые будут переходить из поколения в поколение.

Нарушил систему единого учебника курс биологии для 8-го класса "Анатомия, физиология и гигиена человека". Вся проблема в сексуальном воспитании школьников. Идеология не позволяла, но времена менялись, и действительность требовала подобных программ. Поэтому был разработан альтернативный учебник по биологии. У Академии педагогических наук, были лишь права редактировать написанные учебники, а теперь профессора получили возможность писать собственные учебники. Каждый решил, что ему виднее, что должны изучать школьники.

В стране появилась куча разнообразных учебников. Создалась проблема, по какому учебнику преподавать в школе. Самое парадоксальное, что выбора учебников не было, что в школу направят, тому и учить.

Необходимость единых учебников

Зачем было поднимать в наше современное время вопрос о создании единых учебников? Один учебник – один поставщик, никакой конкуренции. Весь госзаказ получает кто-то один. А это плодотворная почва для коррупции. Не проконтролировать процесс ценообразования, и качества поставляемых учебников. Если будет принят стандарт единого учебника, многие издательства уйдут с рынка. Вскоре будет ясно, что выбранный учебник не соответствует всем требованием, но заменить его будет уже неким.

Самой лучше была система существовавшей в царское время. Когда учебники делились по типам образовательных учреждений, но внутри этого типа были едины. Но последнее время власти бросает в крайности: то огромное количество альтернативных учебников, то единый курс истории.


Возврат к списку