Воспитание привычек у ребенка

Привычки.jpg

Трудно назвать хотя бы один частный или общий вопрос воспитания детей, где бы мы, взрослые – родители, педагоги – не сталкивались с тем, что называется привычкой. Понимать, как развиваются привычки и как они меняются, учиться управлять их формированием – значит найти ключ ко многим сложным проблемам воспитания.

Прежде всего привычка - огромный источник экономии психических сил. Положим, вам пришлось приучать вашего сына подниматься рано, к назначенному часу. Как трудно ему было это делать в первые утра и как легко он делает это теперь! Громадная сила и значимость привычки как раз состоит в том, что выполняется словно бы « само собой», легко и даже нередко с удовольствием. Но привычка имеет и другую сторону: попробуйте сделать что-то вопреки ей – это вызывает неловкость, внутреннее сопротивление, которые иногда оказываются сильнее нас. Приглядимся хотя бы к домашним занятиям школьников. Аккуратные ребята «просто не могут» работать, когда вокруг беспорядок, это вызывает чувство раздражения, желание сначала все разложить по местам, а потом заниматься: разбросанность, беспорядок им мешают… А неаккуратные? У них наоборот: ваше распоряжение навести порядок вызывает уныние, выбивает их из колеи, часто они тратят все силы на установление порядка, а на собственно занятия уже не хватает сил и времени. Недаром издавна сложилась пословица: привычка – вторая натура.

Что же такое привычка с точки зрения психологов? Под привычкой мы понимаем такое сформировавшееся действие любого характера, выполнение которого стало потребностью человека. Мы знаем сотни, тысячи разнообразных привычек. По существу, можно сказать, что любое действие может превратиться в привычку. Иногда говорят, что привычка – это автоматизированное, автоматическое действие. Это не вполне точно. Что привычка часто почти не требует усилий – это верно, но любое привычное действие все-таки осознается человеком, хотя именно потому, что оно повторяется изо дня в день, мы этого можем и не замечать.

Формирование привычки

Как формируется, как создается привычка? Обычно думают, что она развивается благодаря частому повторению одних и тех же действий. Но это не совсем верно. Порой ребенка заставляют повторять одно и тоже действие сотни раз, и все же привычка не формируется ( возьмите ту же аккуратность: иная мама приучает-приучает своего сына к аккуратности, ежечасно требуя от него того-то и того-то, а аккуратности нет как нет). Но нередко бывает и так: повторение одного и того же поступка всего несколько раз приводит к образованию устойчивой привычки (отмечены даже случаи, когда у школьников привычка появлялась после однократного действия). Здесь очень важны факторы, как привлекательный для ребят пример, подражание и стремление ( может быть, и неосознанное) к такому подражанию.

Механизмы привычки

Прежде чем рассказать, из каких «слагаемых», какими механизмами образуется привычка, я хотел бы упомянуть вот о чем. Привычка – не совокупность, не сумма, не серия поступков; она имеет внутреннюю, личностную основу. Давайте представим себе, как каменщик возводит стену дома. Ведь он не просто кладет кирпич к кирпичу: даже если это делать ровно и аккуратно, такая стена тут же развалится. Надо кирпичи класть на раствор, который и будет соединять, цементировать их. Вот и поступки человека – это кирпичи. Но из одних поступков «стены», то есть привычки, не создаешь. Нужен «раствор» (причем определенного качества). В образовании привычки роль такого «раствора» играют мотивы человеческих поступков.

Привычка опирается на потребность, желание, стремление к совершению того или иного поступка. Так вот, мотив и есть выражение этого желания, этого стремления и этой потребности. Мотивом может быть и интерес, и хорошая оценка поступка, и пример, который захватывает человека.

Мотивы во многом определяют и качество «строительного материала» - поступков. Рассмотрим с этой точки зрения какое-нибудь весьма простое на первый взгляд действие ребенка. Вот, скажем, он готовиться к уроку иностранного языка. Цель ясна – надо заучить значение нескольких иностранных слов и перевести текст. Но за этим стоит мотив. Какой? Самый близкий – ответить хорошо урок и получить хорошую оценку. Второй – добиться похвалы, а может и какой-то награды, обещанной родителями. Третий – получить в результате высокий балл и поступить в избранный институт. Четвертый - овладеть иностранным языком, чтобы впоследствии использовать его в будущей профессии. Мотивов практически может быть очень много. И их взаимодействие, их иерархия во многом определяют и характер данного действия, и складывающийся из многих таких действий стиль работы школьника, его учебные привычки. 


Возврат к списку