Формирование привычек здорового образа жизни

Полезные привычки.jpg

В предыдущей статье мы начали разговор о формировании привычек. В продолжении темы, рассмотрим формирование привычек, воспитание в себе полезных и борьбу с вредными привычками.

  Но поступок можно рассматривать не только с точки зрения цели и мотива. Поступок – это звено между прежним опытом, прежней жизнью человека и его последующим поведением, его будущим. Недаром старинное изречение очень точно определяет место поступка и привычки в жизни человека: « Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». И нитью, на которую нанизаны все эти звенья, будут, конечно, мотивы поведения.

Формирование привычки

Как это происходит на деле? Давайте разберем, как создаются привычки хотя бы у малышей. Оказывается, одни поступки ребенка почти сразу ведут к образованию привычки, а другие – лишь после очень большого ряда повторений данных действий. И здесь большую роль играет атмосфера воспитания в семье, создающая определенные мотивы поступков. Вот вы покупаете малышу игрушку. И конечно, вам хотелось бы, чтобы ребенок ее любил и берег. Но для этого надо научить его играть с ней, вести ее в жизнь малыша. Когда же это не делается, да и у ребенка таких игрушек десятки, а то и сотни ( ведь не секрет, что многие взрослые считают: чем больше игрушек у ребенка, тем быстрее, интенсивнее он развивается!), малыш легко ломает их, портит, часто меняет, привязанности к ним не возникает. Ребенок подрастает, но основы обращения с игрушками, мотивы такого отношения уже не только к игрушкам, но и к другим реальным предметам, вещам и явлениям у него укореняются. Незаметно создается барьер, через который родители никак не могут перейти: они и хотят воспитать у своего ребенка аккуратность, бережливое отношение к вещам и объясняют это на каждом шагу, и показывают пример, и заставляют поступать правильно, и даже наказывают, а привычки хорошей нет. Дело в том, что мотивы поведения, сложившиеся в раннем детстве (пусть нередко бессознательно), тормозят, подчас делают невозможным ее формирование.

Как выработать привычку?

Итак, и плохие и хорошие привычки не создаются разговорами, упреками, чтением нотаций. Они создаются кропотливой тренировкой и прежде всего созданием положительных мотивов и опыта. У многих же родителей часто в воспитании детей возникают «ножницы»: говорят они о воспитании хороших привычек, учат на словах хорошим привычкам, а объективно создают условия для развития привычек плохих. А потом удивляются, почему их поучения, их благие пожелания остались без результата. Многие родители прибегают в таких случаях к всеобъемлющему объяснению: дурной пример, дурная компания и т.д. Но почему же дурной пример, даже если он был, подействовал так неотразимо на вашего сына или дочь? Не вы ли сами создали предпосылки для его действия, для развития дурных привычек?

Ведь, что греха таить, еще многие родители любой ценой стараются дать детям как можно больше приятного, легкого, оградить их от трудностей реальной жизни, полагая: пусть радуются, пока малы, а вот вырастут, тогда жизнь сама их научит… Это тяжелый просчет. И за него платят и родители, и сами ребята, и общество.

Плохие и хорошие привычки

О том, как складываются некоторые дурные привычки ( неаккуратность, небережливость) в дошкольном возрасте, мы отчасти уже говорили. «Механизм», в сущности, остается тем же, и когда ребенок становится школьником. Взрослые стараются оправдать плохие отметки то его не способностью, то очень трудными программами, стараются вместо помощи ребенку учить за него уроки (делая это порой очень «тонко»), стремятся не обременять домашними обязанностями и т.д. И нередко вырастают дети с привычкой жить как бы «по принципу удовольствия». К настоящей жизни с ее реальными трудностями и заботами, с ее часто очень нелегкими поворотами они не подготовлены. Они вырастают с такой (не обязательно высказываемой и даже иногда не осознаваемой) моралью: буду делать только то, что приятно, легко, интересно, и не буду делать то, что требует усилий, напряжения, сосредоточенности. Серьезные, социально значимые потребности у таких ребят не развиты, все их стремления – по содержанию и целям – чисто потребительские.

Такая жизненная «позиция» сама по себе является подходящей почвой для развития отрицательных привычек. Почему сын приобщился к плохой компании? Потому что там делают то, что ему приятно, что ему интересно, что легко. Там бездельничают – а это приятно, там играют в карты – а это интересно… Так что, когда родители видят своего сына или дочь под влиянием дурной компании или плохого человека – надо винить себя. Все дело – в почве, на которую легли и быстро «проросли» плохие примеры; а это плодородная» почва создавалась семьей.

В формировании положительных привычек в борьбе с отрицательными важно еще и учитывать такие свойства, как устойчивость, широта и, наконец, осознанность привычки. Устойчивость и прочность привычки зависит главным образом от значения потребности, которой она удовлетворяет. Чем важнее потребность, тем устойчивее та привычка, которая соответствует. Можно заставить себя не следовать ей – но все же она будет постоянно напоминать о себе, и даже один поступок вновь вернет ее. Очень важно учитывать и такое свойство привычки, как ее осознанность. Чем отчетливее человек осознает, что теми или иными его поступками «управляет» привычка, тем легче будет закрепить ее, если эта привычка хорошая, и, как правило, - легче избавиться от отрицательной.

В обиходе распространенно мнение, что многие привычки могут передаваться по наследству. Это неверное мнение. Дело в том, что нередко передается не сама привычка, а некоторая предрасположенность к ней. Например, привычка к употреблению алкоголя не передается по наследству: дети алкоголиков могут не пить и не приобрести этой привычки. Но если они начинают употреблять алкоголь, то процесс привыкания, то есть формирования и становления этой привычки, проходит быстрее. Родителям, обладающим вредными привычками, мне кажется, надо особенно тщательно следить, чтобы не создавались условия, способствующие формированию подобных привычек у детей.

Из всего, что сказано, можно вывести правила развития и воспитания положительных привычек. Конечно, нужна тренировка, то есть, упражнения в привычных действиях. Но главное, что нужно, - это создание мотива или потребности в совершении таких поступков. Мотивом поступка, ведущего к привычке, может быть многое: похвала, интерес, радость, удовлетворенность, жизненная необходимость, поощрение. Не менее важное и второе – создать в жизни ребенка условия, благоприятствующие развитию нудной привычки.

Борьба с вредными привычками

Для искоренения отрицательной привычки, конечно , необходимо разъяснение ее вреда – это дает возможность увидеть «ее истинное лицо». Иногда бывает достаточно хорошенько разъяснить весь ее вред ( не превращая это разъяснение в чтение «морали»), и при соответствующих усилиях ребенка, подростка, юноши привычка оказывается побежденной. Так многие ребята бросают курить. Однако иногда одного осознания вреда привычки мало: нужно укрепить в подростке веру в возможность ее искоренения. Нужно ясно дать понять: в эту пору жизни любая привычка может быть искоренена, если ты этого хочешь. Только нужны усилия, нужна вера в себя и стремление постоянно и систематически поступать вопреки дурной привычке. Вот это и есть, пожалуй, третье условие: постоянное, упорное, систематическое упражнение в поступках, направленных на искоренение вредной привычки.

Важным условием борьбы с вредной привычкой является и удаление «соблазнов», поддерживающих ее. Столь же существенная предпосылка успеха – формирование близких добрых привычек, которые могут вытеснить свою дурную «родственницу». Если вы хотите бороться с ленью, которая проявляется в учебной работе ребенка, прививайте ему трудолюбие.

В заключении хотелось бы подчеркнуть одну мысль. Родители часто воспитывают положительные привычки и ведут борьбу с отрицательными одним методом – словом. Разговоры нужны в минимальной дозе. Привычки – это деятельность. И искоренять их, и воспитывать их нужно деятельностью.

Следовательно, и воспитывать и изживать привычки надо тоже действием, тренировкой, упражнением, усилием, а также созданием условий, которые бы исключали питательную среду для развития нежелательных привычек. Сегодняшняя привычка – это завтрашняя черта характера, особенность личности, а послезавтра – это судьба человека: его успехи или разочарования, удачи или срывы, вся его счастливая или несчастливая жизнь.


Возврат к списку