Физическое развитие и болезни детей

Развитие слабого ребёнка.jpg

Родители нередко считают, что спорт и закаливание в полной мере доступны лишь для абсолютно здоровых детей. А ребенка ослабленного, больного следует прежде всего тщательно оберегать. Особенно если он мал. И вот малыш, к несчастью своему перенесший несколько простудных заболеваний, обречен на скучное времяпрепровождение, вдали от шумно резвящихся сверстников, под бдительным присмотром родителей и бабушек. Но если бы только скукой все ограничивалось… Без физических упражнений ребенок отстает в развитии. Когда же начинаешь говорить с такими бдительными родителями, сразу выясняется, что они в принципе совсем не против физической культуры и закаливания, они понимают, что все это необходимо и полезно, но… «нашему нельзя. Стоит ему только немного побегать – вспотеет и заболеет».

И что тут возразишь – ведь они правы. Ослабленный, изнеженный да вдобавок и не по погоде одетый ребенок действительно может заболеть, если набегается. И тогда вам скажут с укоризной: «Вот видите, мы же говорили. Он такой слабенький…» И замыкается своеобразный порочный круг: чем больше малыша оберегают, тем большее количество воздействий, безразличных или даже полезных для любого здорового ребенка, становятся для «слабенького» опасными. В самых крайних случаях любая прогулка на улице кончается простудой. И тем не менее поставить на ноги таких детей могут только разумные меры физического воспитания. Другого пути нет. Только начинать нужно, разумеется, не с бега в шубе, а в последовательного осторожного закаливания, массажа, гимнастики. Сюда входит и постепенное «раскутывание», приведение одежды в соответствии с сезоном и температурой, и «развязывание» ручек и ножек – приобщение малыша к нормальному двигательному режиму. И с этими рекомендациями обычно соглашаются, но часто, увы, только в «теории»: тревоги и опасения, связанные с возможностью болезней, оказываются сильнее разумных доводов. Да и кроме того – пусть на нас не обидятся родители – кутать и «не пускать» ведь проще, чем изо дня в день настойчиво заниматься физическим воспитанием.

Нередко бывает, что взгляд родителей на воспитание не меняется и тогда, когда такой ребенок подрастает и становиться школьником. С упорством, достойным лучшего применения, они осаждают учителей и школьных врачей, требуя освободить сына или дочь от уроков физической культуры, соревнований, туристических походов. Часто приносят справки о перенесенных заболеваниях. По мнению родителей, это – достаточный повод для полного освобождения от физкультуры. Столь распространенное заблуждение основано на неверных представлениях. Родители не понимают или не хотят понять, что движение – непременное условие нормального формирования и развития растущего организма, мощнейший биологический стимулятор, действие которого не заменить ни одним лекарственным средством. Даже в ходе лечения тяжелых заболеваний в больнице стараются ввести в режим элементы лечебной физкультуры. Она широко применяется в отделениях выздоравливающих после тяжелых травм и операций.

Заблуждения о болезнях

Болезнь нарушает нормальную жизнедеятельность организма, резко ослабляет его защитные силы, угнетает обменные процессы. Вся тактика врачей направлена на то, чтобы помочь организму ребенка справиться с причиной, вызвавшей болезнь, скорее ликвидировать последствия болезни. И в этом смысле физическая культура – важнейшее звено лечения.

Ясно, что одно лишь кутанье и оберегание ребенка - не защита от болезни, а потворство ей. Именно физическое воспитание таких детей требует постоянного внимания и наблюдения взрослых. Строится оно на тех же основах, что и у других детей, то есть включает весь комплекс оздоровительных и гигиенических мероприятий, закаливающие процедуры, упражнения. Разница же состоит в том, что для детей с отклонениями в состоянии здоровья строже должна соблюдаться постепенность в применении новых форм закаливания и физической культуры, непрерывность проведения занятий, индивидуальный подход в выборе методов физического воспитания, что диктуется характером нарушений в организме, вызванных болезнью.

Нормальное развитие детей

Здоровые дети занимаются в кружках, спортивных секциях, участвуют в соревнованиях. Для ослабленного ребенка эти возможности обычно закрыты – и тем важнее роль домашних занятий. Следует учесть и еще одно обстоятельство. Дети, особенно маленькие, не воспринимают своей болезни столь обостренно, как взрослые, они не могут еще ясно представить ее возможные последствия. Но излишняя опека родителей, которые постоянно ограничивают их подвижность, запрещают играть со сверстниками, может натолкнуть ребенка на мысль о том, что он «не такой, как другие», создать у него своеобразное чувство неполноценности. А это не может не сказаться отрицательно на формирование всей личности маленького человека. Ограничивая подвижность ребенка, родители часто лишают его радости общения со сверстниками, радости познания окружающего мира через действия, игру, личный опыт. Ребенок лишается многих положительных эмоций, редко испытывает чувства радости, веселья, удовольствия. А они так необходимы на пути к здоровью!


Возврат к списку