Применение метода косвенного действия

Применение метода косвенного действия

В предыдущей статье мы начали разговор о методе косвенного действия. Продолжим дискуссию по этому поводу.

Применение метода косвенного действия

Метод косвенного действия может применяться в двух группах случаев. Первая – когда мы действуем, если можно так сказать, «наперед», заранее стремимся дать развитию ребенка желаемое направление. Наши цели могут быть широкими (скажем, подготовка к выбору будущей профессии) или более локальными (например, пробуждение интереса к тому или иному учебному предмету, области занятий); важно, чтобы мы наметили их заранее.

Другая группа случаев отражает такие жизненные ситуации, когда уже что-то произошло, а мы хотим изменить или вовсе повернуть в иную сторону ход событий. К сожалению, надо признать, что в семейном воспитании наиболее распространены именно эти случаи, когда изменения в характере или поведении ребенка застают врасплох и они запоздало пытаются что-то предпринять и поправить дело.

Как же можно научиться пользоваться методом косвенного действия?

В самом применении метода ничего сложного и мудреного нет. Попроси кого-нибудь поговорить с сыном, предложи прочитать книгу, которая поможет понять что-то важное, пригласи кого-нибудь в гости, чтобы дети ощутили радость от общения с интересным человеком.

Сложность и трудность заключаются в другом. Когда просить, кого просить, а может быть, нужно предпринять что-нибудь другое? А если другое, то что?

Если мы хотим прибегнуть к методу косвенного действия, то необходимо руководствоваться определенными условиями без учета которых он не даст нужных результатов.

К таким условиям в первую очередь относится учет возрастных особенностей. В прямой зависимости от возраста находятся отношения ребенка с товарищами, со взрослыми людьми. От возраста зависят значимость приводимых аргументов, отношения к авторитету, степень самокритичности.

Зная об этом условии, родители могут уже яснее представить, где искать нужного человека. Существуют определенные зависимости между возрастом ребенка и авторитетными для него людьми. Скажем, для первоклассника это учитель. Но для подростка уже, скорее, сверстник, старший товарищ. Конечно, в каждом конкретном случае могут быть исключения, и для вашего сына наибольшим авторитетом может оказаться сосед, который день и ночь возиться с мотоциклом; но в общем виде выделенные группы людей наиболее авторитетны для детей в ту или иную пору их жизни.

Значит, если родители точно не знают человека, к которому бы они хотели обратиться за помощью, то искать его надо с учетом возраста ребенка.

Следующее условие, с которым нужно считаться, это причина, требующая применения метода косвенного действия. Причины эти бывают объективные и субъективные. К объективным относятся такие, которые связаны с развитием ребенка, обусловлены этим развитием. К субъективным – те, которые возникают в процессе его отношений с другими людьми.    


Возврат к списку