Функции чтения и пересказа

Функции чтения и пересказа

Значительная часть четвероклассников читают и рассказывают текст много раз. Есть дети, которые читают правила от 6 до 8 раз. В старших классах таких детей становится все меньше и меньше: в седьмом классе 62% учащихся вообще не пересказывают материал. Но даже в восьмом-девятом классах встречаются ребята, для которых основной и единственный способ приобретения знаний – многократное чтение и пересказ. А иногда это только многократное чтение.

Таким школьникам, безусловно, нужна помощь взрослых: им нужно хотя бы объяснить, что дело не в количестве, а в качестве, что существуют рациональные способы запоминания материала, которые можно применять уже в процессе первого чтения. Это «сортировка» материала по трудности, по значимости информации, выделение существенного и т.д.

 Разные функции чтения и пересказа

Кроме того, было бы хорошо показать детям разные функции чтения и пересказа. Можно, например, читать текст, чтобы его понять. И рассказывать текст можно с той же целью. Ведь известно, что один из критериев понимания – это умение выразить прочитанное своими словами, и иногда люди, чтобы понять что-то, переводят полученную информацию «на свой язык». Можно читать и рассказывать, чтобы запомнить. Тогда выделяются трудные места, их можно лишний раз и прочитать, и рассказать. Наконец, читать и рассказывать можно с целью самоконтроля: проверить, все ли ты рассказал, а если не все, то что пропустил; все ли правильно рассказал, прочитать еще раз какой-то кусок, чтобы найти свою ошибку и исправить ее.

Очень важно также проследить, какие «порции» выделяют дети для заучивания. Большей частью это механическое деление текста на части, не связанное со смысловой группировкой материала или выделением существенного. При этом учащиеся обычно используют то деление, которое уже есть в учебнике (подпараграфы). Если подпараграфы велики для заучивания, то некоторые четвероклассники заучивают материал «столбиками», что свидетельствует, конечно, о бездумном деление текста, основанном только на величине куска, а не на выявлении главных мыслей. Даже в тех случаях, когда четвероклассники пересказывают по абзацам, вовсе не значит, что в основе дробления текста лежит выделение главных мыслей: ведь абзацы и основные мысли текста не всегда совпадают.

Заучивание по абзацам, особенно распространенное в четвертом-пятом классах, сохраняется до восьмого. В восьмом классе есть учащиеся, которые в работе с учебником соединяют и естественное для старшеклассников стремление выделит главное, и заучивание по абзацам, характерное для младших школьников.

Самоотчеты дают возможность проследить, какие виды чтения и пересказа используются школьниками в разные годы обучения.

Чтение в школе

Первое, что бросается в глаза: во всех классах преобладает сплошное чтение. В четвертом-пятом классах это единственный практикуемый вид чтения. Начиная с шестого класса появляются учащиеся, которые на ряду со сплошным чтением используют беглое просматривание или беглое чтение. Детям можно объяснить, что такое беглое чтение или просматривание может использоваться с разными целями.

В девятом классе впервые можно обнаружить чтение-поиск, которое включает в себя просматривание и выборочное чтение. Школьники, используя чтение-поиск, отыскивают и выучивают только то, что им нужно, а не все подряд, как это делает большинство учащихся четвертого-седьмого классов.

Однако этот вид чтения редко используется в школе, да и это понятно: материал учебника – это уже результат строгого, серьезного отбора; здесь все так или иначе необходимо принять во внимание. Поэтому школьники обычно стараются запомнить материал учебника как можно подробнее. Но когда они выйдут из стен школы и их захлестывает поток литературы, в котором нужно будет уметь ориентироваться, вот здесь чтение-поиск и должно стать главным приемом, неотъемлемой частью их работы. Так что, если они уже в школе познакомятся с таким способом чтения, попробуют его, усвоят более или менее, это поможет им в дальнейшем.


Возврат к списку