Виды и функции чтения и пересказа

Виды и функции чтения и пересказа

В предыдущих статьях  мы обсуждали работу школьников с учебником и функции чтения и пересказа. Теперь посмотрим, какие виды пересказа используют школьники в разные годы обучения.

Чтение в различных классах 

Для большинства учащихся четвертого класса характерным является полный, близкий к тексту пересказ. Небольшая часть четвероклассников рассказывает текст своими словами; совсем незначительное меньшинство используют краткий пересказ, и, наконец, появляются отдельные школьники, которые, говорят о мысленном пересказе.

Уже в пятом классе есть дети, которые свой пересказ стремятся дополнить сведениями, почерпнутыми из объяснения учителя и дополнительной литературы.

В шестом и седьмом классах увеличивается число школьников, пересказывающих текст своими словами.

Учащиеся восьмого класса часто пользуются кратким пересказом, а иногда и выборочным. Среди восьмиклассников большое распространение получает мысленный пересказ.

В девятом классе значительная часть школьников использует выборочный пересказ. Большую роль в их работе начинает играть предшествующее пересказу подчеркивание «главных мыслей» в тексте. И наконец, особенно возрастает роль мысленного пересказа с предшествующим анализом текста «в уме».

Помощь ребенку в освоении материала методом чтения и пересказа.

Говоря со школьником о чтении и пересказе, постарайтесь помочь ему осознать то, что он делает. Для этого можно вместе с ним классифицировать виды чтения и пересказа и, в частности, определить те, которыми пользуется он сам. У ребенка может возникнуть вопрос: какие виды чтения и пересказа лучше? Нужно ему объяснить, что такая постановка вопроса неправомерна: гораздо полезнее не оценивать виды чтения, а владеть ими и использовать какой-то из них в зависимости от возникающей при чтении задачи. Проанализировать, в каком случае уместнее пользоваться тем или иным видом чтения или пересказа, можно в виде такой беседы-тренировки.

Здесь, кстати, возникает еще одна проблема – научиться осознавать цели чтения и пересказа. Ребенок должен отдавать себе отчет, для чего он читает первый раз, а для чего – второй, зачем рассказывает и т.д.

Если ваш ребенок на вопрос, как он готовит домашние задания по учебнику, ответит, что он просто читает, не нужно сразу выражать недовольство. Попробуйте выяснить, как он читает, что под этим подразумевается. Если он в процессе чтения как-то обрабатывает текст (мысленно, путем подчеркивания и т.д.), это очень хорошо. У людей, умеющих работать с текстом, смысловая обработка материала как бы сливается с чтением, становится единым процессом. К сожаленью, пока еще не известно, какие психологические механизмы стоят за этой сложной деятельностью, а поэтому не известно, как ею управлять, а следовательно, и формировать. Вот и приходится вначале учить детей отдельным приемам работы с текстом в надежде, что потом они в какой-то мере автоматизируются и сольются с чтением. Ну, а если уж школьник каким-то образом научился именно так работать, то этому нужно радоваться. Нет необходимости раскладывать его работы на отдельные приемы, ведь необходимы синтез им уже достигнут.


Возврат к списку