Ошибки при выборе профессии

Выбор профессии

Перенос отношения к человеку –представителю той или иной профессии - на саму профессию становится еще одной причиной возможной ошибки. Ученику нравится старший брат его друга – пилот, остроумный, веселый, находчивый, потянутый. Стараясь подражать во всем своему идеалу, подросток решает выбрать ту же специальность –стать пилотом. Возможно, это и не плохо, но подражание человеку нельзя считать веским основанием для выбора профессии. Надо еще учесть и свои возможности, и все особенности труда пилота. Ведь этот человек должен уметь подчинять себя строгому режиму, выдерживать длительные нервные перегрузки, не теряться в аварийной обстановке, превосходно знать доверенную ему технику. Подобные обстоятельства при выборе профессии нужно учитывать, а не основывать свой выбор только на личной симпатии к конкретному представителю той или иной профессии.

Роль школы при выборе профессии

Разумеется, преподавание в школе поставлено так и совокупность учебных предметов такова, что ребята получают необходимые знания основ наук и готовятся к трудовой жизни. Но система школьных дисциплин – это все же не карта для ориентировки в мире разных специальностей. Тем не менее довольно часто происходит отождествление изучаемого предмета с профессией. А ведь если ученик в школе интересуется, например, литературой, то ему еще следует знать , какие реальные профессии, занятия стоят за этим предметом. Нет «литератора вообще», а есть преподаватель литературы, литературный сотрудник газеты (он обязан обрабатывать материалы, поступающие в газету), редактор в издательстве, исследователь – литературовед, работник книжного фонда библиотеки, библиотекарь, библиограф и т.д. Возможно, что любовь к литературе в данном случае – это всего лишь читательский интерес, совсем не связанный с реальным желанием овладеть одной из перечисленных профессий. О многих профессиях в подробностях могут не знать ни учителя, не родители, ни товарищи. Каждый должен и сам быть здесь разведчиком.

Изменения в рабочем процессе

Практически все виды профессий непрерывно меняют свой облик. Например, когда прежде говорили «портовый грузчик», в воображении возникала такая картина: согнутые человеческие фигуры с мешками на спинах… Но ничего похожего в современном порту нет. Погрузка механизирована. «Грузчик» теперь управляет механизмами. Он должен быть технически грамотен, иметь соответствующую подготовку.

Неумение разобраться в своих способностях и желаниях – тоже своеобразный камень преткновения на пути к «своей» профессии. Не всегда в юности собственные силы и возможности оцениваются реалистически. Трезво признать свою неспособность заниматься каким-либо делом не каждому дано. Поэтому помощь старших, мнение педагогов, которые хорошо знают ученика, особенно важны в решающий момент. Не все, что они скажут, может понравится, но надо уметь признавать и неприятную истину. На выбор влияет и незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков. Существуют сведения о том, какие профессии противопоказаны (не рекомендуются) при тех или иных особенностях или недугах организма. Это информация предоставлена для врачей, а не для массового читателя. Поэтому, выбирая профессию, нужно обязательно проконсультироваться с врачом.

Пассивность в выборе профессии

Пассивность в выборе профессии, легковесность мотивов – этим, к сожалению, страдают многие молодые люди. И вот вчерашний одиннадцатиклассник находится, действительно, в труднейшем положении и не знает, на что решиться: в ВУЗ сдавать, но в какой? На работу устраиваться, но куда?

Чтоб не испытывали ребята подобной растерянности, переступая порог юности во взрослую жизнь, чтоб ясно представляли себе, каким полезным трудом хотели бы заниматься, чему посвятить свои силы, их необходимо готовить к будущему заранее – внимательно присматриваясь к их интересам, мудро пробуждая склонности, настойчиво воспитывая трудолюбие. От родителей требуется большое терпение, но не пассивное ожидание. Не ждать, когда «проклюнется» призвание, а разнообразить занятия, предлагать, пробуждать, заинтересовывать, искать. Искать вместе со своим сыном или дочерью, не уставая и не теряя надежды найти. 


Возврат к списку