Роль зрительной памяти в обучении

Зрительная память

Один из видов такой работы условно называется зрительным диктантом. В школе такой диктант проводят следующим образом: на доске пишется коротенький (от одного до трех предложений) текст (в технически оборудованных классах такой текст подается при помощи проекционной аппаратуры). Детям дается возможность прочесть этот текст несколько раз, после чего текст исчезает. В домашних условиях текст можно дать прочесть в книге или на листке бумаги, а потом эту книгу или листок забрать. После этого дети записывают текст по памяти.

Зрительную память можно и нужно активизировать при запоминании трудных, не поддающихся проверке слов.

При столкновении с такими словами тоже нередко применяется расхожий метод: посмотри на это слово внимательно и запомни, как оно пишется. Этот способ неплох, но только для детей с достаточно сильной зрительной памятью. Для тех же у кого она не очень сильна, можно предложить такой способ усилить зрительный образ слова: «Представь себе, что ты пишешь это слово крупными буквами на черной доске. Написал? Представляешь его отчетливо? Отлично. Теперь также крупно и разборчиво мысленно напиши его черными буквами на белом фоне и запомни, как оно выглядит». Если этого для запоминания недостаточно можно предложить школьнику мысленно написать его красными буквами на белом фоне, ярко-зелеными на коричневом. Таким способом зрительный образ слова усиливается и закрепляется.

Наверное, вы уже заметили, что говоря о запечатлении зрительного слова в памяти, мы ввели в процесс запоминания еще один способ работы: напиши. Надо мысленно написать слово, а не просто «увидеть» его - здесь в закреплении образа слова участвует не только зрительная, но и двигательная память.

На двигательной памяти стоит остановиться по подробнее, так как она в почете у любителей педагогических методов: не запоминаешь слово – напиши его пять, десять, сто раз, пока рука привыкнет. Что же получается при работе по такому методу? Нам пришлось посмотреть около тридцати тетрадей, в которых школьники пять раз подряд писали слово «велосипед». Ориентировка на «память руки» оказывается недостаточной: механическая работа быстро утомляет, внимание «соскальзывает», и велосипед «укатывается» из-под контроля…

Исследования ряда психологов показали, что за грамотное написание слова «несет ответственность» не только «рукодвигательная» память, но и «речедвигательная». Что это такое? Когда мы произносим слова, наши органы речи (гортань, язык, губы) производят определенные движения. А когда пишем? Психологам удалось установить , что при этом процессе происходят микродвижения органов речи, в «уменьшенном», ослабленном виде повторяющие те движения, которые совершаются при громкой речи. Этот «речедвигательный» образ слова, так же как и зрительный, участвует в грамотном ( и в безграмотном!) письме. Отсюда вытекает еще одна возможность запомнить, как пишутся трудные слова, - так называемое орфографическое проговаривание.

Трудное слово надо проговорить вслух очень отчетливо, по слогам и не так, как оно слышится, а так, как пишется: ин-тел-ли-гент, ар-тил-ле-ри-я и т.д. Проговаривать слова так, как они слышатся в нашей обычной речи, не имеет смысла, потому что разница между написанием и звучанием речи весьма велика: мы произносим: «Здрасьте, Мариванна», а надо писать: «Здравствуйте, Мария Ивановна». Произносим «рыжева», а пишем «рыжего». Именно так, как пишем, отчетливо и полновесно произнося каждый звук, и надо проговаривать трудные слова. Во многих школах это делают хором, причем не один раз, а трижды: сначала нормальным голосом, потом потише, затем шепотом. А потом надо еще раз мысленно повторить его, отчетливо проговорить «в уме», не произнося не звука.

Такое орфографическое проговаривание очень полезно не только для запечатления в памяти речедвигательного образа слова, но и для запоминания его звукового образа: детям, у которых слуховая память сильнее зрительной, может помочь отчетливое слуховое восприятие и «мысленное слышание» орфограмм, написание которых сильно расходится с произношением.

Надо сказать, что мысленное повторение какого-либо действия или системы действий в уме – весьма эффективный способ тренировки.

Итак, правильный орфографический образ слова (тот самый, который при письме служит основой сравнения, - «чувствую, что надо так», «здесь что-то не то») запечатлевается в нашем сознании благодаря работе самых разных видов памяти: зрительной, двигательной ( в особенности речедвигательной), слуховой. Чем больше видов памяти работает при создании образа слова и чем активнее они работают, тем лучше результат.

Ко всему, что сказано о разных видах памяти, нам остается добавить: над ними всеми, превыше их всех стоит смысловая память, возникающая как результат активной работы познающего ума. Изучение грамматической теории, ее основных понятий и закономерностей есть та основа грамотного письма, которая может быть дополнена, но не заменена работой тех видов памяти, о которых мы сейчас рассказали.


Возврат к списку