Влияет ли волнение и тревога на успеваемость детей?

Влияет ли волнение и тревога на успеваемость детей?

Кто из нас не испытывал беспокойства перед выполнением ответственного задания, перед решением важного жизненного вопроса? Знакомо это чувство и детям. У малышей двух-трех лет наблюдается повышенная тревожность при разлуке с матерью, у старших дошкольников – если с ними не хотят играть, «не хотят водиться» сверстники.

Тревожность обычно рассматривают как временное состояние: поволновался и успокоился. Но есть люди, которые склонны тревожиться часто и по самым пустяковым поводам.

Обнаружена тесная взаимосвязь между высоким уровнем тревожности и слабым типом нервной системы; люди с сильной нервной системой, как правило, не столь «беспокойны». Но следует ли видеть в повышенной тревожности лишь еще один недостаток «слабого» типа? Было время, когда возможности людей со слабой нервной системой вообще оценивали весьма невысоко. Само собой разумелось, что сила нервной системы – это хорошо, а вот слабость ничего хорошего не сулит.

Рассмотрим, как сказывается, как проявляется тревожность у детей со слабым типом нервной системы.

Характерная особенность таких ребят при выполнении школьных заданий: они не уверены в себе, боятся ошибок и поэтому постоянно возвращаются к написанному, проверяют себя. Темп работы, естественно, замедляется, на занятия уходит больше времени, чем у других детей. Это бесспорно, недостаток. Но в нем «скрыто» и достоинство: такие дети очень внимательны к малейшим промахам в работе; они, как и все, могут допускать ошибки, но обычно быстро замечают и исправляют их. Для них характерен постоянный самоконтроль, саморегулировка; это и обеспечивает высокие результаты работы.

Но не будем забывать и такого обстоятельства: столь высокий и напряженный уровень самоконтроля необходим далеко не всегда. Да и сил ребенка не хватит не постоянное напряжение внимания. Чувствуя это, ребенок начинает испытывать смятение и неуверенность. У детей в первых классах положительные стороны тревожности превращались в робость и нерешительность; они все время беспокоились, что упустят что-то, забудут, сделают не так.

Какова же должна быть тактика, с чем и как надо бороться родителям?

Видимо, не с самой тревожностью как таковой; «искоренить» ее полностью вряд ли удастся, да и целесообразно ли это - ведь они имеет и положительное значение.

Уровень тревожности резко возрастает в новом виде деятельности, там, где еще не прочны знания, умения, навыки. Следовательно, взрослые в первую очередь должны заботиться о их формировании. Появится у ребенка уверенность в себе, и как следствие уменьшится тревожность.

Надо помнить, что одними уговорами и утешениями ребенка не успокоишь. Самое лучшее средство – активные действия в том виде занятий, который вызывает тревожность. Если ребенок будет ничего не делая, просто переживать и волноваться, а родители, видя это, лишь ахать и печально разводить руками, в конечном итоге это пагубно может сказаться на здоровье ребенка. Длительные отрицательные эмоциональные состояния ведут к нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, нервной системы и т.д.

Возникшая физиологическая активность организма, ее готовность к действию должны найти выход, разрядку. Эту разрядку дают физические нагрузки, мышечные и умственные усилия.

Только активная деятельность самого ребенка (первоначально организованная родителями, а потом и им самим) может подавить беспокойство. Совсем нет оснований снимать его у детей с помощью лекарств.

Если вы знаете, что ваш ребенок склонен к тревогам и мнительности, не приходите в отчаяние и не обрушивайте это отчаяние и гнев на него самого. Когда на ребенка начинают сердится за его неуверенность, браниться, за то, что он вечно ждет и боится неудач, возникает наслоение одного отрицательного чувства на другое. Это только усиливает уровень тревоги, результаты работы оказываются никудышными, и ребенок чувствует себя измученным, разбитым, обессиленным. А ведь дети со слабой нервной системой нуждаются прежде всего в разумной помощи, поддержке, в спокойном ободряющем внимании взрослых. Родительское неодобрение, недовольство, гнев они чувствуют очень сильно, и когда к собственным «печалям» прибавляются отрицательные чувства родителей, это может привести к нервному срыву, породить постоянную раздражительность и взвинченность или эмоциональную апатию. 


Возврат к списку