Инертность мышления у детей

Инертность ума

В сказке Корнея Чуковского «Мойдодыр» есть радостный момент, когда «Грамматика пустилась с арифметикой плясать». Совместный танец грамматики и арифметики дает возможность создавать интересные задачи по русскому языку, основанные на счете грамматически элементов.

Предложим школьникам несколько таких задач:

1. Сколько простых предложений будет сложном предложении, в котором три запятые?

2. Сколько запятых будет в сложном предложении, в котором четыре предложения?

3. Сколько простых предложений будет в сложном предложении, в котором пять запятых?

4. Сколько запятых будет в сложном предложении, в котором шесть предложений?

Ответы: 1) четыре; 2) три; 3) шесть; 4) пять.

Не каждый из ребят решит эти простенькие задачки единым духом; многие запнуться разочек – другой. Почему?

Инертность мышления

Математические выкладки здесь самые несложные, в пределах первого десятка; и если задачи были однотипными, дети бы щелкали их, как орешки. Но когда в одной задаче чего-то на единицу больше, а в следующей – на единицу меньше, в одной надо складывать, а в другой – вычитать, возникает необходимость поворота мысли «на сто восемьдесят градусов». И тут оказывается, что наша мысль не очень-то поворотлива.

Не гибкость, инертность, косность мыслительных процессов - существенное препятствие для учебной работы школьников. Чем младше ученик, чем меньше он развит умственно, тем отчетливее проявляется действие этих отрицательных сил. В начале обучения школьнику приходиться усваивать множество новых для него требований, правил, способов действия. Они помогают ему ориентироваться в учебном материале. Но «неповоротливость» мысли нередко приводит к тому, что школьник стремится действовать уже закрепившимся способом, несмотря на изменение условий работы. Вот достаточно обычный для младших школьников факт: стоит после нескольких примеров на сложение дать один пример на вычитание, как некоторые из ребят не в состоянии быстро перестроить действие и продолжают складывать, как-будто бы не замечая перемены знака.

Инертность мышления, как показали психологические исследования, тормозит и развитие речи учащегося: нужные слова всплывают в сознании школьника медленно, с большими затруднениями, одни и те же слова и словосочетания, однажды усвоенные, назойливо повторяются. У детей возникают сложности при решении нестандартных задач

Инертность ума у школьников

«Инерция ума» приводит к тому, что школьник, хорошо что-то выучивший, применяет это правило даже вопреки очевидности. Например, усвоив, что насекомоопыляемые растения, имеют яркий цвет и сильный запах, некоторые школьники утверждают и то и другое даже о таких растениях, как липа или тюльпан. Конечно, они видят, что у липы нет ярких цветов, а тюльпан не имеет сильного запаха, но они «так учили»; а неповоротливость мысли мешает им соотнести общее правило и исключения из него.

Бывает и наоборот: наглядно воспринимаемые внешние признаки заслоняют для инертного ума существо изучаемого явления. Именно поэтому нередко и не могут усвоить школьники, кто есть «чудо-юдо рыба кит». Причислив кита или дельфина по внешним признакам к рыбам, ребенок испытывает значительные затруднения, когда ему надо понять – что эти животные – млекопитающие. Нередко все объяснения учителя, что кит дышит воздухом и вскармливает детенышей молоком, словно проходят мимо ушей ученика, и он упорно продолжает утверждать, что кит – рыба. 


Возврат к списку