Сложности при решение нестандартных задач

Нестандартные задачи

При переходе от простых способов работы к более сложным трудности поначалу испытывают почти все школьники. Но для инертного ума они возникают и в тех случаях, когда новый способ более простой. Главным препятствием здесь оказывается не уровень сложности, а то что новый, непривычный способ работы.

С наибольшей остротой трудности перестройки ощущаются там, где возникает необходимость перейти от прямого способа действий к обратному.

Трудность обратного движения мысли отчетливо проявляется в причинном мышлении школьника: его мысль при анализе причинно-следственных отношений движется только в одном направлении – от причины к следствию. Обратное движение – от следствия к породившей его причине – у младших школьников, как правило, отсутствует; для его развития требуются специальные усилия.

Существенна и та форма, в которой «предъявляются» школьнику те или иные сведения и факты. Здесь у учащихся в школах Москвы могут возникнуть трудности и в тех случаях, которые нам кажутся самоочевидными. Для нас, скажем, не имеет значения, в какой форме представлены данные задачи – в цифровой или словесной.

Вот пример из книги Д.Богоявленского и Н.Менчинской «Психология усвоения знаний в школе».

Первоклассник решал задачу, где одно числовое данное было написано не цифрой, а словом: У Нади 4 котенка. Одного из них она подарила подруге. Сколько котят осталось у Нади?» Прочитав задачу, мальчик сразу же называет первое числовое данное и действие: «От четырех отнять …», но за этим следует пауза, и он удивленно произносит: «…что отнять?». Перевод числа из словесной формы в цифровую не происходит, как у взрослых, «сам собой»; для того чтобы «узнать» записанное словом число, школьнику понадобиться прочитать задачу второй раз.

Трудности «перекодирования» наблюдаются в самых различных видах учебной деятельности. Так, «каверзность» многих задач, ставящих в тупик школьников во время контрольных работ или экзаменов, зачастую объясняется тем, что условия их выражены не на привычном физическом языке, а в обычных житейских понятиях. Здесь способность ученика перевести эти понятия в научные будет для экзаменатора несомненным доказательством гибкости его ума. 


Возврат к списку