Развитие речи у детей

Развитие речи у детей

С двухлетнего возраста речь ребенка совершенствуется «не по дням, а по часам». Он осваивает ряд новых звуков, начинает пользоваться трехсложными словами, может повторить вслед за взрослыми довольно сложные слова, свободно связывая их в целые предложения (Мама, ты кудя пося (пошла)?»), согласуя их в роде, числе и падеже. Детский словарь быстро пополняется и к трем годам достигает примерно 1000-1200 слов.

Ребенка интересует все, что он видит вокруг, и начинается пора бесконечных вопросов: «Что это? Почему? Зачем?».

Для третьего года жизни характерна общая смягченность речи. Многие звуки еще отсутствуют и часто заменяются более легкими для произношения. Так, шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) нередко заменяются мягкими свистящими: сяпка (шапка), зюк (жук), цяйник (чайник), сенок (щенок); иногда вместе звука ч ребенок может произносить звук ть: тясы (часы). Твердые свистящие звуки заменяются мягкими свистящими: сянки (санки), зяйка (зайка); согласные р,рь, л отсутствуют или заменяются звуками ль,й: ыба (рыба), гия (гиря), ябоко (яблоко), двель (дверь), голюби (голуби), мей (мел).

Напоминаем: что формирование речи не у всех детей протекает по одной схеме и в одном темпе. Так, многие дети в этом возрасте могут уже произносить твердые свистящие звуки, заменяя ими шипящие. Постоянное внимание взрослых к речи ребенка по-прежнему необходимо: надо помогать ему расширять словарный запас, поправлять неточности в грамматическом строе его речи, учить правильно строить предложения. И конечно же, уметь в доступной и понятной форме отвечать на вопросы ребенка, объяснять те ил иные окружающие его явления.

Формирование звуковой стороны речи

Особое внимание в эту пору стоит уделить правильному формированию звуковой стороны речи. Что сюда входит? Умение правильно произносить звуки родного языка, четко, внятно и отчетливо выговаривать слова и фразы; правильно пользоваться силой голоса, темпом речи, интонацией. Эти умения, в свою очередь, основываются на развитом слуховом восприятии (умении слышать и слушать речь окружающих), четкой работе артикуляционного аппарата. Поэтому очень важно приучать ребенка прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звучания; определять место звучания; укреплять артикуляционный аппарат, развивать подвижность мышц, участвующих в звукообразовании. Для развития речи существуют упражнения.


Возврат к списку