Упражнения для развития речи

Упражнения для развития речи

Чтобы ребенок верно употреблял звуки, четко и внятно выговаривал их в словах, он должен, прежде всего, освоить каждый звук в отдельности. Поэтому тренировки правильного звукопроизношения надо начинать с изолированных звуков, затем переходить к звукосочетаниям, к словам, а потом добиваться правильного и отчетливого их произнесения в потоке речи. Предлагаем для таких тренировок несколько простых игр.

Упражнения по звук а

«Покажи, как плачет Ляля». Взрослый показывает, как плачет кукла Ляля. Он протяжно, громко и отчетливо произносит звук а (ааа…). Затем плач куклы Ляли воспроизводит малыш. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок достаточно широко открывал рот, четко и ясно произносил звук.

Упражнения по звук у

«Самолет». Взрослый предлагает послушать, как гудит самолет, произносит отчетливо и протяжно звук у (ууу…). Если есть игрушка, одновременное с произнесением звука изображается и полет самолета. Затем ребенку предлагают самому воспроизвести гул самолета. Вам надо проследить за тем, чтобы он правильно вытягивал губы вперед, отчетливо, протяжно и достаточно громко произносил звук у.

Речь будет хорошей только в том случае, если ребенок научиться управлять темпом и силой голоса, будет верно пользоваться выразительными возможностями интонации.

Часто дети слишком тихо говорят в эту пору от того, что еще не умеют управлять речевым дыханием. Дело в том, что вдох и выдох в процессе речи значительно отличаются от обычного, «молчаливого» дыхания, то есть от дыхания в покое. Если при дыхание в покое вдох и выдох почти одинаковы по продолжительности и осуществляются через нос, то во время речи вдох совершается быстро, а выдох значительно удлиняется и производится через рот. Маленькие дети при разговоре не всегда умеют правильно, рационально расходовать воздух. Ребенок иногда вынужден «добирать» его в середине фразы и даже слова, отчего нарушается плавность речи. У некоторых детей даже старшего дошкольного возраста может отсутствовать звук р лишь по той причине, что они не могут произвести достаточно сильный выдох, который необходим для вибрации кончика языка при произнесении этого звука.

Для выработки продолжительного, плавного и сильного выдоха предложите малышу такие игры: сдувать с руки небольшие бумажки, кусочки ваты, летом можно использовать сдувание пушинок с одуванчиков. Взрослый должен проследить, чтобы вдох ребенок совершал не поднимая плеч, а выдох производил непрерывно, а не частями. Например, предложите ребенку сдуть с руки все бумажки одним выдохом (бумажки расположить так, чтобы они находились друг от друга на некотором расстоянии).

В играх со звуками можно предлагать ребенку как можно дольше произносить их на одном выдохе. При проведении игр по развитию речевого дыхания одежда ребенка должна быть свободной и не стеснять шею, грудь, живот; помещение должно быть предварительно хорошо проветрено; нельзя проводить игры сразу после еды (лучше через полтора – два часа).

На третьем году жизни ребенка необходимо приучать говорить спокойным, ровным голосом и достаточно громко (не кричать!).Если ребенок говорит тихо, то предложите ему отвечать по громче, сделав вид, что вы не слышите его, не понимаете, что он просит.

В три года можно уже поработать и над интонационными средствами выразительности (умением изменять голос по высоте и силе, правильно пользоваться паузами, смысловым ударением, менять темп в зависимости от характера высказывания). Живая, эмоциональная речь взрослых будет здесь хорошим образцом для подражания. Поэтому, рассказывая ребенку сказку, читая стихи, не забывайте о выразительности вашей речи.

Развитие речи при помощи картинок

Рассматривание и называние картинок в детских книгах, заучивание и воспроизведение небольших стихов способствует закреплению правильного произношения звуков, выработке внятного и отчетливого произнесения слов, обогащению словаря, развитию связной и интонационно выразительной речи.

При рассматривании картинок следует предлагать ребенку сначала называть предметы: «Что это? Кто это?»; затем описывать действия «Что делает девочка? Что делает кошка?» и т.д., а затем предлагать ребенку самостоятельно рассказывать: «Что нарисовано на картинке?» (если ребенок затрудняется, задайте наводящие вопросы). При ответах необходимо добиваться, чтобы ребенок точно называл и описывал предметы, изображенные на картинке, произносил слова отчетливо и внятно, говорил громко, не торопясь, правильно строил фразы.

К концу третьего года дети могут достигать разного уровня речевого развития. Поэтому при работе над речью необходимо учитывать возможности ребенка и с учетом этого строить игры и занятия. 


Возврат к списку