Пример метода взрыва в реальных условиях

Пример метода взрыва в реальных условиях

Как же реально все это выглядит? Вот вам пример:

…Маленькая девочка, заласканная, забалованная, занятая только своими интересами и желаниями, росла, росла и выросла в самодовольную бездельницу с претензиями. «Подай», «принеси», «хочу». Мать все время потакает дочери, «покрывает» ее, отец тоже смирился с существующим положением, в глубине души понимая, что и он достаточно виноват в случившемся. Бесконечные мелкие скандалы, возникающие из-за ее ничегонеделания, ничего не изменяют, только изматывают всех. Но вот мать заболела. И ничто не изменилось в образе жизни дочери. Ее по-прежнему ничего не касается, не только какая-нибудь работа по дому, но и беспомощность больного человека, матери.

…Когда отец увидел, как обращается девочка с больной матерью, он очень четко для себя самого понял, что дальше идти, как говорится, некуда. Он понял самое страшное: беда не в том, что девочка чего-то не сделала, а значит, и задача не в том, чтобы ее заставить что-то сделать. Главная беда – дочка безразлично, потребительски, без любви относится к ним, своим родителям.

Как надо было поступить? 

Он очень боялся сделать как-нибудь не так и решил посоветоваться с педагогом. Вместе они наметили план действий, который можно было осуществить лишь при полном согласии матери, ведь именно она, хоть и страдала сама, во всем оправдывала дочь. Ей казалось (да ведь многим так кажется), что терпеть и примиряться все же лучше, чем пытаться резко изменить существующее положение. Мать удалось убедить поступить так, как было решено, только потому, что и она поняла: все намеченное нужно в первую очередь и самой девочке. И это главное. Если уже приходится идти на резкость, на конфликт, тому может быть лишь одно оправдание: это в интересах ребенка. И никогда – во вред ему. Это касается любого метода педагогического действия вообще, а метода взрыва в особенности.

Родители совместно с педагогом перебрали несколько тактических решений, но предпочли самое незамысловатое: устроить серьезный разговор и дать понять дочери, что так больше продолжаться не может. Последней каплей, которая переполнила чашу родительского терпения, стало ее поведение во время болезни матери. Тут родители окончательно убедились, что дочь совершенно их не любит, а только эксплуатирует. Это было страшно и горько признавать, но что поделаешь, таковы факты. Да, это и их, родителей, вина, но ведь дочь сама уже не маленькая: ей четырнадцать лет. В общем, больше так продолжаться не может. Будет по-другому. Если она сама о себе не позаботиться, ей никто другой ничего не сделает. Заботиться о том, чтобы она была сыта и одета, - обязанность родителей, и они не собираются от этой обязанности отказываться. Но и «нянчиться» с ней – такого больше не будет.

Реакция ребёнка

Вначале девочка просто слушала, затем, по привычке, начала сама переходить « в атаку» - приводить свои аргументы, но родители, как было решено, не спорили с ней, а просто «ставили ее перед фактом». Она поняла ситуацию и продолжала, уже не споря, просто слушать, нисколько внешне не обескураженная. Создавалось впечатление, что она не очень верит всему, что ей говорят. Поговорят, и на этом все закончится. Когда же родители сообщили о своем намерении рассказать все в школе, она резко запротестовала - в старых, привычных интонациях. Родители и в этом случае не стали с ней спорить, а твердо повторили сказанное. И тогда она поняла, что происходит не ссора, не очередной скандал, а нечто новое и важное. И испугалась. Начала просить не ходит в школу, не рассказывать ее товарищам. Родители были непреклонны. Она перешла от просьб, слез к заверениям: с завтрашнего дня все будет иначе; она и сама понимает вину перед ними. И тогда отец с болью и негодованием сказал: ужасно, конечно, что она так плохо относится к ним, своим родителям; но раньше казалось, что у нее есть хоть какая-то совесть; она же, на поверку, просто трус, и от этого только еще больнее. Из жалости, так и быть, он не пойдет в школу, но с завтрашнего дня жизнь в семье должна начаться другая…


Что дает этот рассказ для понимания закономерностей метода взрыва?

 Здесь отчетливо заметно еще одно важное условие его применения: целесообразность. В самом деле, сложившаяся ситуация оказалась такова, что изменить ее постепенно едва ли удалось бы. Конечно, можно было то заставить, то упросить девочку сделать что-то по дому; но это не меняло главного – ее неверного отношения к родителям и к своему положению в семье. Здесь-то и становится очевидным, что одни лишь поступки еще мало что значат, важно, какие отношения стоят за ними. Надо именно отношения менять. И столь резко и решительно, чтобы самому ребенку стало ясно: к прежнему возврата нет. 


Возврат к списку