Особенности применения метода взрыва

Особенности применения метода взрыва

Еще одно важное условие педагогически обоснованного применения метода – анализ расстановки сил. Мы уже говорили о том, что метод взрыва не имеет ничего общего со скандалом, происшедшим из-за невыдержавших нервов. Любой метод воспитательного действия, а метод взрыва тем более – это заранее продуманное, не допускающее аффекта действие. В основе его применения должны лежать знания и расчет. Вот почему особенно важно оценить, что может вам помочь, а что и кто может противостоять.

Пример распространенной ситуации

…Взрослеющий сын стал замкнутым, раздражительным. Ничего ему не скажи. Все делает, как не надо. На любой вопрос – «Не ваше дело!», «Куда хочу, туда и иду», «Отстаньте!». Конечно, по такой схеме еще нельзя судить, кто виноват и как лучше изменить положение. Самим родителям нужно внимательно приглядеться: а нет ли в случившемся и их вины, не оттолкнули ли они чем-то сына? Различные могут оказаться причины, как и способы педагогического воздействия. Но вот в одной из сложившихся ситуаций родители убедились, что иначе, чем «взрывом» положение не изменишь. И родители – поставили вопрос ребром. Сын – взрослый человек, имеющий право решать. И следовательно, одно из двух – или он не просто присутствует в доме, а становится настоящим членом семьи, или пусть живет отдельно.

Схема такого разговора понятна, и я не буду ее пересказывать; такой разговор провести не очень трудно. Трудно другое – осознать его необходимость и решиться на него. Для этого нужно быть бесповоротно уверенным, что ничто другое не поможет. Но для этого нужно представить, и как поведет себя юноша, какие у него намерения и стремления. У него есть друзья, знакомые, которые его поддерживают или осуждают. Как они отнесутся к тому, что произойдет? Поддержат ли вас или будут на его стороне? Зная об этом, родители могут на одни влияния опираться, другие стараться нейтрализовать, против третьих бороться.

Мотивация ребёнка в нормальных отношениях

Очень важно еще знать, каковы намерения вашего ребенка. Совершенно очевидно, что в тех случаях, когда ваш сын ждет подобного разговора, вы ничего не добьетесь, поставив его перед таким выбором, ибо он сам воспользуется этим случаем, чтобы прекратить сложившиеся отношения. Здесь нужно искать другие варианты «взрыва», может быть, обратиться к товарищам сына по учебе, работе, близким и авторитетным для него людям. Именно учет расстановки сил покажет, каковы возможности родителей в данный момент, что можно и нужно сделать для изменения отношений в лучшую сторону.


Но применить метод взрыва еще не самое трудное.

 Здесь будет уместно сравнение с хирургией. Самое тревожное для врача время не сама даже операция, а послеоперационный период, когда больного выхаживают и когда возможны неожиданные, непредвиденные осложнения. Как часто, к сожалению, бывает: родители соберутся с духом и проведут тяжелый разговор с сыном, а потом быт, а иногда мягкотелость и забывчивость взрослых приводят к тому, что все возвращается на круги своя. А твердость здесь нужна: метод взрыва – это откровенная борьба, и родители должны решаться на нее, только рассчитав свои силы, все хорошо взвесив и дав себе слово идти до конца. В той самой истории с девочкой – эгоисткой перемены произошли потому, что родители, хотя порою им было и «жаль ребенка», твердо выдержали свою линию и показали девочке, что тот разговор с ней не был очередным назиданием, что отношения в семье действительно должны перемениться. Разумеется, и речь быть не может о том, чтобы в какой-то форме корить и наказывать ребенка за прошлые грехи; отношение к нему должно быть строго и безусловно справедливым. Но если уж вы что-то решили изменить, то надо твердо стоять на своем. Иначе не только будут сведены на нет предыдущие усилия, но обстановка в семье может стать еще хуже, чем раньше. Ребенок окончательно убедиться, что ничего в его отношениях с родителями не изменилось и ничего измениться не может.

И наконец, последнее по счету, то отнюдь не по важности условие – учет параллельного действия.

 Если родители решили прибегнуть к методу взрыва, они не могут не помнить о существовании параллельности действия. Буквально каждая минута совместного общения будет определяться происшедшем событием. Оно будет накладывать свой отпечаток на все, что происходит в семье. Попытка коренного изменения отношений найдет отзвук не только в самом доме, но и вне его. Происшедшее будут оценивать соседи, друзья. Выражаясь языком А.С. Макаренко, метод вызовет «детонацию», которая будет создавать дополнительные «местные взрывы», затрагивающие других людей. Особенно это надо учитывать в семьях, где не один, а несколько детей. Метод взрыва, примененный к одному, несомненно, окажет сильное влияние и на остальных детей.

И конечно, если отношения очень сложные, прежде чем пытаться применить метод, нужно проконсультироваться с опытным педагогом, предварительно с ним все обсудив и продумав. Буквально каждый шаг. Это – необходимейшее условие. В следующей статье, рассмотрим пример метода взрыва.


Возврат к списку