Проблемы адаптации молодых учителей

Проблемы адаптации молодых учителей

Определенные условия работы в школе могут способствовать расширению или сужению границ адаптации. Влияние трудных ситуаций и их последствий на молодых специалистов с различными индивидуальными особенностями различно. Так, у лиц с сильной подвижной и сильной инертной нервной системой повышается стремление к преодолению разного рода препятствий, мешающих достижению определенной цели. Возникающие трудности их даже стимулируют. Лица же со слабой нервной системой при возникновении трудностей отказываются от их преодоления и соглашаются с невозможностью справиться с ними. Уверенно  спокойно они чувствуют себя, только используя выработанные ранее способы работы, которые оправдали себя в прежних, встречавшихся ситуациях.

Роль наставника для молодого учителя

Для них большое положительное значение имеет поддержка со стороны друзей и коллег, пользующихся авторитетом в коллективе. Администрации школы необходимо считаться с возможностью возникновения изменений в деятельности молодых учителей, связанных с преодолением трудностей и напряжений. Учитывая все это, директор школы и тот, кто учит профессиональному мастерству (будет ли это наставник или просто старший учитель), должны умело найти верный подход к ним и облегчить процесс профессиональной адаптации молодых учителей.

Воспитание молодого учителя процесс длительный и сложный. Представители дирекции школы должны не только соблюдать педагогический такт в отношении начинающих учителей, но и проявить заботливое, доверительные вместе с тем требовательное и ответственное отношение к ним. Выполняющие функции наставников должны обладать определенными знаниями в области педагогики и психологии, особенно в вопросах психологической адаптации. Эти знания помогут им изучить индивидуальные особенности начинающего учителя, понять его, найти верный подход и способы воздействия с учетом возраста и личности учителя. Они должны знать, что природные предпосылки (в данном случае свойства нервной системы) могут облегчать или затруднять овладение профессией.

Было бы глубоким заблуждением думать, что у человека от природы есть предназначение к определенной профессии. Каждый человек имеет достаточно широкие возможности овладения профессией учителя. Свойства нервной системы не обеспечивают нужных для педагогической деятельности каких-то достоинств, В профессии учителя очень .разные и совсем непохожие по личным качествам люди могут приспособиться к работе одинаково хорошо и трудиться творчески. Для успеха необходимо, чтобы каждый начинающий учитель работал с максимальным учетом своих личных особенностей, находил свой путь решения профессиональной задачи. Наставник, обучающий профессиональному мастерству, должен не только передавать свой личный опыт, но и рассказывать о профессии, раскрывать «секреты», давать советы, помогать молодому учителю выбирать наиболее эффективные, приемлемые и удобные для него способы действий, давать возможность «примениться» к ним. Задача начинающего учителя не заимствовать бездумно и механически этот опыт, а отбирать только те способы действий, которые наиболее подходят ему.

Эти удобные способы действий будут закрепляться, и в конечном счете у него произойдет переход на своеобразную систему организации деятельности — к формированию индивидуального стиля. Очевидно, что одна из сторон адаптации связана с соответствующим педагогическим руководством этим сложным процессом. И дело здесь в том, что приобщать к профессии надо каждого персонально.Повышение психологических и педагогических знаний наставников поможет им в каждом конкретном случае составить индивидуальную программу овладения профессиональным мастерством, позволит избежать шаблона и стандарта, а следовательно, избавит от ошибок в работе. Все это не только облегчит процесс адаптации начинающего учителя к новым условиям работы, но и сократит ее сроки и обеспечит возможность самостоятельно повышать свою квалификацию. А это, в свою очередь, повысит активность, усилит интерес к педагогическому труду, вселит чувство уверенности и удовлетворенности работой и профессией.


Возврат к списку